Детский аутизм: что это такое и как с ним бороться?
Аутизм – заболевание, характеризующееся нарушением психического развития ребенка, которое сопровождается дефицитом социальных взаимодействий и возникновением проблем в сфере общения с другими людьми и проявления эмоций. Диагностируется эта патология у малышей в возрасте от 3 до 5 лет и именуется как РДА. К сожалению, избавиться от него не представляется возможным, поэтому все лечение аутизма направлено на социальную адаптацию ребенка и привитие ему навыков самообслуживания.
Причины развития аутизма у детей
Большинство детей, которым был поставлен диагноз РДА, не имеют физических отклонений. Выглядят они так же, как и их сверстники. При этом строение мозга тоже не имеет специфических особенностей, поэтому в период внутриутробного развития во время проведения УЗИ патология не выявляется. Да и первые признаки болезни не всегда обнаруживаются в младенческом возрасте.
Ученым еще не удалось установить истинные причины аутизма. Однако они выявили связь между развитием данного заболевания и других патологических состояний, среди которых находятся:
- перенесенные вирусные заболевания женщиной во время беременности (например, краснуха);
- нарушенный жировой обмен у матери и наличие лишнего веса (ожирение повышает риски возникновения аутизма у ребенка в 2 раза);
- склероз туберозной формы;
- хромосомные аномалии.
Наследственная предрасположенность также играет немаловажную роль в развитии этой болезни. Если в семье имеются аутисты, то вероятность рождения детей с РДА увеличивается в несколько раз.
Клинические проявления
Рассказывая о клинических проявлениях РДА, следует выделить следующие симптомы аутизма:
- Нарушение социального поведения. Малыш с таким заболеванием не способен воспринимать целостного образа своего собеседника, поэтому смотрит на него как будто «сквозь». У него отсутствует контакт глаза-в-глаза, а мимика скудная и в большинстве случаев не соответствует ситуации. Ребенок-аутист словно живет в своем мирке. Он может в любой момент рассмеяться, не имея на то обоснованных причин, но при этом быть грустным и не реагировать на людей, которые общаются с ним и хотят его развеселить. Он не контактирует со своими сверстниками и не всегда может объяснить, что ему нужно. Даже детские игрушки ему не интересны, так как он не воспринимает их как целостный предмет. Такой ребенок может только обнаружить у нее какую-либо деталь (например, колесо у машинки) и долго с ней играть.
- Нарушение коммуникации. У деток, страдающих аутизмом, наблюдается задержка речи, а в тяжелых случаях они и вовсе не разговаривают. Они не могут строить предложения, их речь, как правило, состоит из 1-2 слов, которые просто выражают их потребности (например, пить, есть или спать). При этом интонация так же, как и в случае с эмоциональными проявлениями, не всегда соответствует ситуации. Ребенок-аутист не реагирует на свое имя и не имеет представление о своем «Я». Обычно он говорит о себе во 2 или 3 лице.
- Стереотипное поведение. Малыши с РДА моут на протяжении длительного времени увлеченно заниматься одним делом (например, рисовать, крутить что-то в руках и т.д.). Они не переносят смены обстановки и даже банальная смена мебели или ее передвижение из одного места в другое может спровоцировать у них агрессивную реакцию.
Можно ли распознать аутизм в младенческом возрасте?
Развитие РДА распознать сразу же после рождения ребенка нельзя. Как правило, первые признаки болезни обнаруживаются ближе к году. Проявляются они:
- отсутствием ответной реакции малыша на улыбку;
- в присутствии своих сверстников ребенок становится замкнутым, погружается в себя;
- он не реагирует на свое имя.
Обнаружить первичные признаки заболевания можно и в более раннем возрасте – неадекватная реакция малыша на внешние раздражительность, низкая активность, скудная мимика. Однако такие симптомы носят стертый характер, поэтому обнаружить их в первые 2-6 месяцев жизни малыша не всегда удается.
Лечение аутизма
К сожалению, данное заболевание не поддается терапии. Лечение аутизма в Нижнем Новгороде, как и в клиниках других стран и городов, направляется на то, чтобы помочь малышу адаптироваться в социуме, научиться выполнять элементарные действия, которые помогут ему обслуживать себя самостоятельно, а также владеть своими эмоциями. Чтобы добиться этого, потребуется приложить немало усилий. Причем вкладывать их должны не только педагоги и врачи, но и родители. Ведь только они смогут создать для малыша благоприятные условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно и быстро усваивать новые знания.