Хорошие новости!
Наш главврач Татьяна Леонидовна Харабурова и директор клиники Елена Александровна Смиренская побывали на XVI Зимней школе по психоанализу ЕАРПП. Татьяна Леонидовна выступала с лекцией «Self harm — игра или реальность. Системный подход в терапии подростков с самоповреждающим поведением»
Основные тезисы:
✔️ Явление self-harm распространяется эпидемически, имеет высокую коморбидность со множеством психических расстройств.
✔️ Всё больше режут места, скрытые одеждой, из-за чего родители годами не знают об этом. Терапевты часто попадают в ловушку лояльности.
✔️ В основе явления — переживание тревоги высокого уровня, которая не трансформируется в конкретные симптомы, поскольку психика подростка ещё не сформирована.
✔️ Связано с бессмысленностью существования: стратегия современных родителей дать детям всё потерпела фиаско.
✔️ Self-harm — это способ сделать себя видимым в своем неблагополучии (ребёнок нищий и он не может выйти из семейной системы).
✔️ Подросткам сложно построить свои границы: поиск самого себя занимает больше времени, чем еще 10 лет назад. Я не ощущаю границу, поэтому повреждаю кожу.
✔️ Когда приходит подросток с самоповреждением, терапевт должен задавать вопрос: он психически болен (Ты уменьшаешь боль в груди?) или “вступил в комсомольскую организацию” (Или ничего не чувствуешь?).
✔️ Работать с self-harm нужно через собственный опыт, проводя аналогии с курением, недосыпанием, употреблением алкоголя, трудоголизмом и т.д.
✔️ Если терапевт настроился на результат, он проиграл. Терапевт не лечит, он находится рядом — доращивает, докачивает, принимает и т.д. Иногда разговор невозможен, так как разговаривать не с кем.
Три терапевтических маршрута работы с самоповреждениями детей:
-
Если боль — способ совладать с аффектом: ищем противоречия в семейной системе.
-
Если самоповреждение решает сепарационные задачи: работа с симбиотическими семейными связями.
-
Если порез — это способ быть замеченным: работа с трансгенерационной передачей травмы
Опыт работы нашей клиники с подростками с самоповреждающим поведением вызвал большой интерес у психоаналитического сообщества России и не только на Зимней школе в Екатеринбурге.